Сальный хвост

Часто мы своих питомцев ласково называем хвостиками))) Хвосты у собак и кошек бывают разными – длинными, короткими (от купировки или от породы), пушистыми и не очень, прямые и крючком загнутые – разнообразие велико. У некоторых «хвостиков» можно заметить особенность их хвоста, когда локально около корня хвоста выпадает шерсть или она становится очень жирная и склеенная в «сосульки», кожа становится утолщенная, видны «черные точки» на коже или сухие корочки, шелушение, воспаление и это состояние иногда вытекает в некрасивую картину сального хвоста. Случается эта проблема у обоих видов животных – и у собак, и у кошек.

Причина сального хвоста

Сама железа в области хвоста расположена на дорсальной (верхней) поверхности хвоста у представителей кошачьих, плюс и на вентральной (нижней) поверхности хвоста у представителей собачьих. Сальный хвост получается у животных в результате гиперплазии и гиперактивности сальных желез. У кошек (чаще у котов) клинически заметно локальное изменение шерсти и кожи в области корня хвоста, а у собак и в перианальной области под хвостом. В начале происходит утолщение желез, иногда и кожи, гиперсекреция кожного сала вдоль дорсальной поверхности хвоста, а при присоединении вторичного микробного воспаления выпадает шерсть, кожа выглядит рыхлой, воспалена, при нажатии может появиться воспалительный экссудат из расширенных пор. Иногда кожа в этой области просто шелушится, шерсть либо изменяет цвет, либо выпадает и остается алопеция, при длительном воспалении кожа также может поменять цвет на более темный.

У собак чаще встречается медленное бессимптомное увеличение области выпадения шерсти овальной формы, которое достигает 2,5-5 см в диаметре. У собак также чаще наблюдаются какие-либо дополнительные кожные поражения себорейного характера в других локализациях. У котов чаще это выглядит как хвост, облитый маслом.

Породной и возрастной предрасположенности нет. У самцов встречается чаще, однако точно не известно в какой степени на проблему влияют половые гормоны, поскольку встречается эта проблема даже у кастрированных особей (правда, в меньшей степени). Также отмечено, что у кошек чаще наблюдается данная проблема, если они содержатся в клетках.

Диагностика при сальном хвосте

Несмотря иногда на очевидность симптомов, все же нужно исключить ряд диагнозов, при которых очень часто можно встретить идентичные поражения, а именно – демодекоз, дерматофития, поверхностная пиодерма и неоплазия.

Лечение и прогноз

При отсутствии осложнений допустима местная терапия в виде применения противосеборейных и местных противомикробных средств (шампуни, крема).

Кошкам показан профессиональный груминг с использованием специальных обезжиривающих косметических средств.

У собак с наличием признаков генерализованной себореи нужно проводить диагностику первопричины себореи и брать ее под контроль.
При наличии вторичного микробного воспаления показана системная антимикробная терапия не менее 3х недель в дерматологической дозе.

Кастрация котов не всегда приводит к полному восстановлению опрятного внешнего вида хвоста, однако позволяет проблеме не прогрессировать. У собак чаще можно наблюдать полное восстановление после, но наступает оно не сразу, а спустя не менее 2х месяцев после операции.
Прогнозы при гиперплазии сальных желез хорошие, то есть проблема не влияет на продолжительность и качество жизни, часто являясь косметическим дефектом, если только нет воспалительного процесса.

13.07.2022г

Если у Вашего питомца сальный хвост,  то обращайтесь в ветеринарную городскую поликлинику "VetState", где прием ведут опытные дерматологи. Ветеринарный дерматолог проведет правильную диагностику  и поможет избавить животное от этой проблемы 7 дней в неделю, 365 дней в году.
 Без праздников и выходных дней, мы рады видеть вас КРУГЛОСУТОЧНО.