Лечение запора у кошек

Запором называют одномоментное или регулярное недостаточное или затрудненное опорожнение кишечника. Другое название – констипация. У животных вариантом нормы считается акт дефекации от 1-2 раз в день до 1 раза в 2, максимум 3 дня. Поэтому отсутствие кала в течение 3х дней и более можно считать запором.

У кошек самой частой причиной нарушения перистальтики и адекватного опорожнения служит накопление шерсти в просвете кишечника, которая слеживается в комки, колбаски. Эта причина зачастую недооценивается. С одной стороны, рвота шерстью для кошки физиологична. Но нередки случаи непродуктивных позывов или голодной рвоты, бывает с примесью крови, чаще в утреннее время, что говорит развитии воспаления на фоне нахождения инородного тела в просвете пищеварительной трубки, каким эта шерсть уже становится. Научное название патологии – «трихобезоары».

По опыту врачей-эндоскопистов , проводящих гастро- и колоноскопию, определяется, что шерсть месяцами и даже годами может находиться в желудке и/или кишечнике, мумифицируясь. На данную диагностическую процедуру попадают кошки, у которых все другие причины данного состояния исключены, нет ответа на консервативное лечение. Часто на фоне нахождения шерсти и инородных тел развивается так называемый травматический гастроэнтероколит. В таких случаях наблюдается рвота шерстью, голодная рвота, рвота в момент попытки дефекации, выделение крови с калом, вокализация и болезненность при попытке дефекации.

Решается данная причина запоров регулярной дачей пасты для кошек на основе солода, который ускоряет прохождение шерсти по пищеварительной трубке. И, конечно, устранением первопричины – тщательным вычесываем или в каких-то случаях , стрижкой кошки. Таким пациентам также показаны диеты, в составе которых содержится семена подорожника ( напр, линейки Fibre Response ,Hairball и т.п.) Регулярное поедание кормов с подорожником или добавление семян в состав натурального питания, в подавляющем большинстве решает проблему с шерстью.

При остром состоянии купируется рвота , предпочтение инъекционным препаратам Серения, Латран (Церукал при подозрение на инородное тела противопоказан!). Выпаивается вазелиновое масло, НЕ любое растительное, т.к. это масло проходит транзитом по пищеварительной трубке, не всасываясь в кишечнике. Если крупный кал стоит в толстом отделе кишечника, тогда прибегают к клизьмированию. Кошкам применяют Микролакс -клизьмочки для маленьких детей, Глицериновые свечи. При отсутствии прибегают к глубокому клизьмированию. Процедура неприятная и трудно осуществимая за счет размеров кошек, поэтому часто приходиться ее проводить под седацией.

Вторая по распространенности причина запора – поедание несъедобных предметов – частей игрушек, ниток, мишуры и прочего. Но в большинстве случаев, к сожалению, заканчивается это все оперативным вмешательством. Отличительная особенность нахождения инородного тела в пищеварительном тракте – постоянная тошнота в виде сглатываний, облизываний, рвота кормом в течение 1-2х часов после еды, рвота после приема воды.

Снижение перистальтики и запоры могут быть и как последствие поведения общей анестезии, т.к действующие вещества наркоза рассалбляюще действуют и на мускулатуру кишечника тоже. Поэтому при отсутствии стула в течение 3х дней после проведения операции рекомендуется дача или вазелинового масла или препаратов на основе лактулозы, таких как Дюфалак, Нормазе, Лактусан.

И запоры часто встречаются у мясоедов – кошек, которых кормят только одним мясом или рыбой. В природе кошка, поймав мышку, птичку и т.п. помимо мяса получает и кости с хрящами, и кишечник с полупереваренной клетчаткой. Т.е сбалансированное питание, в котором есть и источник белка, и кальция в виде хрящей, костей. Кстати частая причина нехватки кальция и избытка фосфора как раз связана с тем, что кошку кормят чистым мясом. Заставить взрослую кошку есть яблоки, кабачки, тыкву и другие овощи в нужных количествах непросто, поэтому при кормлении натуральными продуктами, т.е когда владелец самостоятельно готовит питомцу еду, правильные пищевые привычку нужно формировать с молодого возраста. В готовых кормах супер-премиум класса и холистик-кормах количество клетчатки, как и других составляющих, содержится в корректных количествах. Минимальный процент содержания клетчатки – 1-2%. В зависимости от особенностей каждого организма можно подобрать корма с большим или меньшим содержанием.

И еще одна причина запоров и нарушения перистальтики – новообразования. Это могут быть доброкачественные полипы, образования или злокачественные опухолевые поражения, например, лимфосаркома. Чаще обнаруживаются у возрастных кошек, однако та же лимфосаркома может встречаться и у 4-5ти летних кошек. Первичная диагностика заключается в очном осмотре ветеринарного специалиста, общем осмотре, глубокой пальпации брюшной стенки. УЗИ брюшной полости с голодной подготовкой, анализах крови.

Также у кошек диагностируется и патология под названием «мегаколон» – врожденное или приобретенное состояние, при котором происходит нарушение иннервации части стенок толстого кишечника, и как следствие – патологическое расширение, карманы, где скапливается кал. Развиваются запоры, каловая интоксикация. Такие пациенты требуют рационов с повышенным содержанием уровня клетчатки, пожизненной или периодической дачи слабительных препаратов. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Как видно из вышеописанного, причин запоров много. Разобраться, что является первопричиной отсутствия стула у кошки, самостоятельно владельцу непросто. Поэтому очень важно адекватно оценивать состояние питомца.

Если Вы наблюдаете, что кошка перестала умываться, резко снижен аппетит( менее 50% привычного объема), не ест совсем больше 1,5 суток, наблюдается упорная рвота, вокализация при попытках дефекации, кровь вокруг анального отверстия или поверх кала, необходимо СРОЧНО обратиться к ветеринарному специалисту! Зачастую своевременное обращение сокращает сроки лечения и даже сохраняет жизнь питомца.

Если у Вас подозрения на запор у кошки,  то обращайтесь в ветеринарную городскую поликлинику "VetState", где прием ведут опытные специалисты. Ветеринарный врач поможет избавить кошку от запора 7 дней в неделю, 365 дней в году.
 Без праздников и выходных дней, мы рады видеть вас с 10.00 до 21.00.