Лечение демодекоза у кошек

Демодекоз у кошек – редко встречаемое кожное заболевание, вызванное возросшим количеством клещей Demodex и, как правило, осложняется появлением воспалительного процесса в волосяных фолликулах, либо поверхностных слоях кожи. У кошек паразитируют два разных вида этих клещей – Demodex сati и Demodex gatoi и, соответственно, имеют существенные различия в своем клиническом проявлении.

Клещи Demodex сati - вытянутой формы, являются нормальным обитателем кожи (а вернее волосяных фолликулов) большинства здоровых кошек и не вызывают клинического проявления.

демодекс кати.jpg

Болезнь же с их участием (фолликуряный демодекоз) развивается чаще у взрослых кошек, как правило, на фоне основной патологии, связанной с иммуносупрессивным состоянием организма, такой как сахарный диабет, гиперадренокортицизм, вирусный иммунодефицит (FIV) , вирусная лейкемия кошек (FeLV), токсоплазмоз, системная красная волчанка, а так же злокачественные новообразования.

При этом демодекоз может быть локализованным или генерализованным и проходить с клиническими проявлениями в виде эритемы, чушуек, алопеций, наличием комедонов, развитии жирной себореи и гиперпигментации, церуминозных отитов, а так же вторичной пиодермы чаще в области головы (особенно область вокруг глаз) и шеи, а так же на конечностях и туловище. Зуд при этом может быть сильным или даже отсутствовать вовсе. У бирманских и сиамских кошек есть породная предрасположенность к этому заболеванию.

Демодекоз, вызванный Demodex gatoi (поверхностный демодекоз), в отличие от предыдущего, чрезвычайно заразен среди кошек и проявляется нестерпимым зудом, поражая область головы и шеи, а так же локтевые суставы, а иногда проявляется симметричной алопецией на туловище, без образования чешуек. Поражения в основном достигаются благодаря самотравматизации. Demodex gatoi паразитируют в роговом слое кожи, имеют в отличие от Demodex сati короткое тельце.

демодекс гатой.jpg

Демодекоз у кошек. Диагностика.

Дифференциальная диагностика демодекоза включает в себя исключение других паразитозов – хейлетиелеза, отодектоза, педикулеза, а так же листовидной пузырчатки, дерматофитии.

Для постановки диагноза в обоих случаях обязательно берутся множественные соскобы с кожи до появления капиллярного кровотечения для микроскопии. Для обнаружения Demodex сati так же будет полезно взятие трихограммы, поскольку это клещ живет в волосяном фолликуле и легко обнаруживается рядом с извлеченным корнем волоса. А так же клеща можно обнаружить при микроскопии ушной серы (зачастую является случайной находкой при рутинной диагностике отита).

Клещей Demodex gatoi можно так же обнаружить при помощи скотч-теста, а так же в анализе кала, поскольку при сильном зуде кошка может заглатывать клещей с поверхности кожи при интенсивном вылизывании.

Лечение демодекоза у кошек.

Лечению подвергаются обе разновидности демодекоза. Для избавления от Demodex сati применяют препараты из макроциклических лактонов (МЦЛ) – ивермектин, моксидектин ежедневно приемом внутрь, либо комбинацией препаратов моксидектина и имидаклоприда в форме капель на холку еженедельно, не менее 10 раз.

Демодекоз, вызванный клещом Demodex gatoi поддается лечению при помощи еженедельных купаний в растворе Лайм-сульфура, не менее 6 раз.

фолликул , пораженный демодекозом.jpg

Так же для лечения применяется раствор Амитраза в концентрации 0,0125-0,025% еженедельно, однако этот препарат оказывает выраженное токсическое действие на кошек и поэтому его использование ограничено.

В настоящее время появился новый препарат на ветеринарном рынке Бравекто\Нексгард\Симпарика – инсектоакарициды из группы изоксазолина, лицензированный для применения собакам при лечении и для профилактики эктопаразитарных болезней. Успешно применяется в таблетированной форме при демодекозе у кошек с достижением полной ремиссии заболевания и, вероятно в скором будущем после научных исследований и испытаний будет рекомендован к применению у кошек.  А в виде капель на холку для кошек уже появился на рынке и успешно используется для избавления от клещей демодексов и других эктопаразитов.

12.08.2021

Если у Вас подозрения на демодекоз у кошки,  то обращайтесь в ветеринарную городскую поликлинику "VetState", где прием ведут опытные дерматологи. Ветеринарный дерматолог поможет избавить кошку от демодекоза 7 дней в неделю, 365 дней в году.
 Без праздников и выходных дней, мы рады видеть вас КРУГЛОСУТОЧНО.

8 (499) 372-08-74.