Хейлетиеллёз у собак и кошек

У собак и кошек, а также кроликов, даже не выходящих на улицу, нередко встречается такое паразитарное заболевание, как Хейлетиеллёз. Паразиты эти являются наружными кожными чесоточными клещами, живущими на коже и шерсти животных, питающихся кожным дебрисом. Заболевание всегда сопровождается обильной перхотью, иногда с зудом, поэтому если у животного вы обнаружили шелушение кожи и перхоть, обязательно нужно обратиться к ветеринарному дерматологу.

Этиология и патогенез

Клещи хейлетиеллы (Cheyletiella spp.) очень заразны. Передаются как прямым, так и опосредованным контактом от зараженного животного здоровому (через средства ухода, подстилку), при этом взрослые животные могут являться бессимптомными носителями, от этого частота встречаемости хейлетиеллёза больше у щенков и котят, нежели у взрослых особей. Взрослые кошки проявляют клинические признаки заболевания при иммуносупрессивном состоянии (снижении иммунитета). У кошек паразитируют клещи Cheyletiella blakei, хотя также встречаются и другие виды, более характерные для собак Cheyletiella yasguri, и кроликов Cheyletiella parasitorovax.

Для человека этот паразит не опасен, однако есть случаи возникновения «псевдочестоки» в местах контакта с животным (на руках обычно проявляется в виде зудящих папул), проходящей самостоятельно.

Сам клещ среди других чесоточных клещей достаточно крупный, имеет 4 пары ног с гребешками, а дополнительные ротовые элементы оканчиваются крючками. Яйца клещей цепляются к шерсти одним концом. Во внешней среде клещи живут непродолжительное время, максимально до 10 дней. Весь цикл развития клеща составляет 21 день, и он видоспецифичен для организма-хозяина, состоит из фазы яйца – личинки – нимфы 1 генерации – нимфы 2 генерации – и имаго (взрослого клеща).

Клиническая картина, признаки хейлетиеллёза

У щенков, котят и длинношерстных кошек заметно образование обильной перхоти, ее еще часто называют «гуляющей перхотью», т.к. можно заметить ее движение в шерсти. Области поражения преимущественно затрагивают всю спину от холки до хвоста. Так же могут быть поражены кончики ушей. Заметны воспаление и шелушение кожи, а зуд при этом различной степени выраженности – от его отсутствия и до выраженного зуда, сопровождающегося расчесами и самотравматизацией.

Возможно постепенное развитие милиарного дерматита у кошек, эозинофильной гранулемы (как следствие развития гиперчувствительности к этим паразитам), самоиндуцированной алопеции (залысины) на поверхности живота вследствие его активного вылизывания.

Диагностика хейлетиеллёза

При появлении подозрения на хейлетиеллёз у кошки и собаки необходимо дифференцировать это заболевание от других эктопаразитарных проблем – отодектоза, нотоэдроза у кошек и саркоптоза у собак, блох, вшей и тромбикулеза, демодекоза, а также нарушения процессов кератинизации кожи.

Для того чтобы поставить верный диагноз нужно проводить осмотр, взятие соскобов с мест поражения, а также можно выполнить скотч-тест и мазок-отпечаток на цитологию. Яйца клещей также порой можно обнаружить в фекалиях животного, т.к. оно заглатывает их при вылизывании. Одним из методов диагностики также является пробное лечение.

Лечение и профилактика хейлетиеллёза

Лечебные мероприятия показаны всем животным, контактировавшим с зараженным и имеющим клинические симптомы заболевания.
Высокоэффективны капли на холку с селамектином, моксидектином+имидаклопридом, флураланером (есть и в виде таблеток для приема внутрь) в составе. Можно также использовать ивермектин, растворы для ополаскивания с серой (Lime Sulfur). Важно, чтобы обработка перекрывала цикл развития клеща с «запасом».

В целях недопущения повторного заражения внешнюю среду обрабатывают специальными инсектоакарицидными средствами (содержащими перметрин), обработать парогенератором и\или утюгом (подстилку, постельное белье, например). Нужно быть осторожными, если в доме есть кошки! Препараты перметрина для них крайне токсичны, поэтому помещение обрабатывается строго в отсутствие кошек до момента полного высыхания и проветривания помещения.

PHOTO-2020-02-23-16-25-54-1.jpg

15.10.2019г

Если у Вас подозрения на хейлетиеллёз у кошки или собаки,  то обращайтесь в ветеринарную городскую поликлинику "VetState", где прием ведут опытные дерматологи. Ветеринарный дерматолог поможет избавить животное от хейлетиеллёза 7 дней в неделю, 365 дней в году.
 Без праздников и выходных дней, мы рады видеть вас круглосуточно