Гипогликемия у щенков

Гипогликемия — это снижение уровня глюкозы в крови относительно нормального уровня. Нормальным у собак считается уровень глюкозы 3,5-7,5 ммоль/л, при уровне глюкозы менее 2,2 гипогликемия будет считаться тяжёлой. Гипогликемия особенно опасна из-за большой потребности мозга в потреблении глюкозы.

Этиология

Причин для возникновения гипогликемии немало:

• патологии печени (некроз, портосистемные шунты)
• патологии эндокринной системы (гипоадренокортицизм)
• опухоли в поджелудочной (инсулинома)
• сепсис (системная бактериальная инфекция)
• проглатывание гипогликемических препаратов или салициловой кислоты
Приведённые выше причины касаются в основном взрослых животных.

Гипогликемии щенков (ювенильная гипогликемия) возникает у молодых животных до 4-5 месяцев, чаще всего – у собак той-пород (йоркширский трьер, той-пудель, той-терьер). Её причинами чаще всего являются:

• недостаточное потребление пищи (пропуск даже одного кормления опасен)
• чрезмерная физическая нагрузка
• сильный стресс
• наличие в организме кишечных паразитов, которые препятствуют всасыванию питательных веществ
• портосистемный шунт в печени (наиболее серьёзна причина из всех перечисленных причин)

Патогенез гипогликемии

После еды организм обеспечивается глюкозой 4-6 часов, благодаря расщеплению поступивших углеводов. Далее уровень глюкозы в крови поддерживает процесс под названием гликогенолиз: гликоген (запас глюкозы в печени) вступает в работу и освобождается глюкоза. Запас гликогена у взрослых собак истощается за 2-3 суток (у человека, для сравнения, за 24 ч). У щенков метаболизм (процесс обмена веществ) происходит гораздо быстрее, чем у взрослых собак, поэтому глюкоза будет расходоваться быстрее, чем сможет поступать из печени, особенно при физических нагрузках или стрессах.
При падении глюкозы в крови ниже 2,5 происходит возбуждение чувствительных нейронов в центральной нервной системе, которые повышают секрецию адреналина надпочечниками, что обуславливает неврологические симптомы при гипогликемии.

Симптомы

Первым признаком низкого уровня глюкозы являются вялость, слабость, шаткость походки, отказ от еды. Иногда наблюдают бледность слизистых оболочек, рвоту и диарею. В более тяжёлых случаях возникают неврологические симптомы – судороги, мышечные подёргивания, дрожь, потеря сознания, резкое падение давления.

Щенка с подобными симптомами необходимо срочно доставить в клинику на осмотр.
Первым делом ветеринарный врач оценит тяжесть состояния питомца и измерит уровень глюкозы.
Понять, что симптоматика вызвана именно падением глюкозы, можно по нескольким признакам:

- Симптомы возникли после голодания или физической нагрузки
- Глюкоза в крови менее 3 ммоль/л
- Симптомы исчезли после введения глюкозы
Для полноценной оценки состояния и исключения сопутствующих проблем щенку необходимо сдать общий и биохимический анализы крови, анализ кала на наличие паразитов, а так же сделать ультразвуковое исследование брюшной полости. В некоторых случаях, например, при подозрении на портосистемный шунт, могут понадобиться дополнительные исследования (КТ, МРТ).

Лечение гипогликемии

В лёгких случаях можно обойтись выпаиванием глюкозы и коррекцией образа жизни щенка для предотвращения последующих эпизодов гипогликемии. В более тяжёлых может потребоваться внутривенное введение глюкозы и лечение в условиях стационара с восстановлением нормальных показателей температуры, давления и гидратации. Дальнейшая терапия будет зависеть от выявленных по результатам исследований патологий.

Профилактика

• Своевременное полноценное кормление, желательно с равными промежутками времени. До 2 месяцев щенков кормят 6 раз в день, далее постепенно сокращаяют количества кормлений. После полугода можно перейти на двухразовое питание.
• Избегание сильных стрессов и переизбытка физических нагрузок
• Регулярное проведение дегельминтизации – молодым животным до года она проводится 1 раз в месяц.
• Своевременное лечение при обнаружении отклонений в здоровье (рвота, диарея, вялость и т.д)
• Контроль веса – здоровый щенок, получающий все необходимые питательные вещества, должен набирать массу и ни в коем случае не терять.
Если после длительного голодания или сильной нагрузки вы заметили у щенка вялость, можно самостоятельно выпоить ему воду с сахаром или мёдом. Никаких препаратов самостоятельно давать не стоит!
При сохранении симптомов или повторении эпизода посетить ветеринарного врача будет необходимо - помните, что тяжёлая гипогликемия может привести к коме.

18.10.2022 г

Если Вы подозреваете гипогликемию у Вашего питомца, то обращайтесь в ветеринарную городскую поликлинику "VetState", где прием ведут опытные врачи. Ветеринарный терапевт поможет выявить заболевание и провести адекватное лечение 7 дней в неделю, 365 дней в году. Без праздников и выходных дней, мы рады видеть вас круглосуточно.

8 (499) 372-08-74